среда, 24 октября 2012 г.

I am in love with a woman. part one.

Сегодня здесь особенный пост и возможно один из самых удивительных и вдохновляющих из всех, что могут появиться тут в дальнейшем. И не просто так я начинаю этот блог именно с него - меня давно ничто так сильно не поражало, не захватывало и не увлекало, как эта история и работы, о которых пойдет речь.
Они мое вдохновение и увлечение, и даже наваждение и влюбленность...

В общем, если имя Вивиан Майер вам ни о чем не говорит, и вы любите настоящую фотографию, забудьте о всех делах и приготовтесь получить удовольствие.
И я рассажу вам об особенном человеке, про которого скажут "со странностями", о его даре и удивительном взгляде на окружающий мир.
Я расскажу о любви к фотографии и о фотографе-самоучке, чье имя сейчас известно немногим, но очень скоро (я уверена) встанет в один ряд с признанными гениями фотографии.


Итак, перейдем к самой истории.
Расскажу ее своими словами, вперемешку с ахами и вздохами восторга...


Вивиан Майер (Vivian Maier) родилась в Америке в 1926 году, была гувернанткой (точнее няней) и за свою жизнь поработала в разных семьях. Что он ней известно:
- друзей не имела (большинство ее воспитанников сходятся в том, что не помнят ни одного ее личного развора),
- носила одежу в мужском стиле, очень часто шляпы, и говорила с французским акцентом (ее мать была француженка),
- слыла особой замкнутой (и это очень мягко говоря! я бы просто сказала, что она была не в себе/ не от мира сего/ тихий гений/ тайный сумашедший) - "Кeep your distance from me" type of person - одна из характеристик случайных людей, с кем (о, я верю, что по исключительной необходимости) ей приходилось общаться,
- при этом прекрасно ладила с детьми, чем видимо и подкупала своих работодателей, которые закрывали глаза на ее странности (не верю не верю не верю, что они не замечали за ней нечто необычное),
- любила кино и театр, и могла обсудить пьесу или фильм, но только с тем, кого считала по настоящему сведущим в предмете,
- считала, что американцы слишком много и без причины улыбаются,
- имела тягу к "плюшкинизму" - в каждой новой семье она появлялась с огромным количеством коробок и чемоданов, заполненными книгами, блокнотами, старыми газетными вырезками (умираю от любопытства, хочу узнать, что на них было), магнитофонными записями и... пленками. И вот оно - самое важное в этой истории - пленок было очень много, но... еще минуту, сохраним интригу...

Но главной страстью Вивиан была фотография. Хотя это и нельзя утверждать однозначно - возможно ее увлекал сам процесс фотографирования или поиск объекта для сьемки...
Откуда сомнения, спросите вы? Все очень просто - Вивиан снимала много, почти маниакально (сейчас сейчас будет цифра), но далеко не все свои пленки проявляла и не все фотографии печатала.
И еще - никому и никогда она своих снимков не показывала.
Приведу цифры, чтобы картина обрела очертания, - ее наследие насчитывает более 100,000 негативов, третья часть которых, после ее смерти, так осталась в непроявленных пленках...
Напомню, что речь идет о времени пленочных аппаратов и исключительно ручных настроек.

Теперь о том как эта история стала известной.
В Америке, оказывается, можно сдать на хранение вещи, которым нет места дома, но с которыми жаль расстаться (милый, но ненужный хлам?), а в случае смерти владельца или просто по прошествии какого-то срока, если вещи не будут востребованы, они распродаются с молотка.
Свои дни одинокая Вивиан заканчивала в бедности, в доме для престарелых. Родственников и наследников у нее не было (а если бы и были, кому бы понадобился старый хлам странной старухи?) и поэтому ее личные вещи, с тем самым немыслимым количеством негативов, оказались в такой камере хранения, и впоследствии, в 2009 году, были проданы на аукционе, где их купил (за 400 долларов, как кота в мешке, не зная имени бывшего владельца) некий Джон Малуф (John Maloof), который искал материалы (старые фотографии) для одного проекта.

И вот она, развязка, - коробка пролежала на чердаке у Малуфа какое-то время, прежде чем он добрался до негативов. Думаю не стоит пытаться понять как быстро он осознал, что в руках его клад, но важно то, что в скором времени он целенаправленно искал и выкупал оставшиеся вещи Вивиан, проданные с молотка.
Забегая вперед скажу, что сейчас Джон Малуф наверное единственный и поэтому счастливый обладатель фотографического наследия Вивиан Майер. Хотя назвать его просто обладателем было бы бестактно - Джон, забросив свою работу, стал проводником Вивиан, ее биографом и бережным хранителем ее богатств. Сегодня он все еще продолжает постепенно разбирать ее архивы, сканировать фотографии и делиться ими с миром...

Отдельно стоит заметить, как Джону стало известно имя фотографа - имя Вивиан Майер было написано карандашом на одном из найденных в ее вещах конвертов из фото ателье...
А вот дальше темная история. Если верить Малуфу, как только ему стало известно имя фотографа, он тут же забил его в google search и получил единственную ссылку на некролог о смерти Вивиан Майер, датированный (внимание!) несколькими днями до его запроса... Если так все и было, получается, что заняться поиском оставшихся ее вещей, он смог только после того как ему стало известно ее имя и информация о смерти.
Но есть и другая, менее приятная версия, которая говорить, что Малуфу изначально было извеестно и имя фотографа, и он догадывался о ценности попавшего в его руки фотографического наследия, но он специально выжидал и начал публиковать снимки только после смерти Вивиан.

Как бы то ни было, сейчас Джон Малуф посвятил свою жизнь наследию Вивиан. Он выпустил книгу с фотографиями Майер, огранизовал несколько ее выставок, создал ее сайт и продолжает сканировать и публиковать ее фотографии.
Хотите самое интересеное? Из более 100000 негативов на данный момент разобрано и отсканировано только 10000... Одна десятая часть! Можете представить, что ожидает поклонников Майер, да и самого Малуфа (если он не лукавит и действительно не знает, что в оставшихся коробках)?...

Вот такая вот история. И не могу сказать лучше и потому процитирую автора статьи на motherjones "She was by all accounts remarkably private, someone who didn't always enjoy the company of other adults. And yet her photographs feel like a celebration of people."

И вот такая вот Вивиан Майер. "She lived life on her own terms," сказал в одном интервью Малуф. "She didn't need to live by society's boundaries."

И я признаюсь, что теперь я до умопомрачения завидую двум людям.
Счастливчику Джону Малуфу, нашедшему настоящий клад, и всем открытиям, что еще ждут его впереди.
И дару Вивиан и ее взгляду на этот мир...

И теперь самое важное. Ради чего весь восторг. Ее фотографии - лишь малая часть тех тысяч, что доступна сегодня нам с вами.
Прежде чем начать делиться, стоит заметить, что снимала Вивиан в жанре, что определяется сейчас как street-photography и как предсказывают некоторые, со временем она может быть названа величайшем street-фотографом своего времени.

Показывать сокровища буду частями и отдельными постами - их много, и важно не совершить передоз прекрасного и прочувствовать каждый кадр.
Поэтому сейчас лишь кое что, чтобы пробудить интерес...



один из моих любимых кадров...

вдох-выдох....




















продолжение следует...

P.S.: все линки в сети и и статьи в масс-медиа в заключительном посте. Если есть интерес, наберитесь терпения;)

4 комментария:

  1. приятно, когда на фото столько юмора)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Она по ходу была с характером и очень специфическим взглядом;)
      Мне тоска и одиночество привидилась только в самом начале знакомства с ее работами, еще по свежему впечатлению от истории ее жизни. А теперь, чем дальше, тем все более с новых сторон она мне открывается.

      Удалить
  2. Аааа Алесь второй вечер зависаю тут,пересматриваю фото,некоторые хочется распечатать и дома повесить))дико интересно описала всё!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тебе уже в другом посте ответила, но насчет ЗАВИСЛА, это точно! У меня это теперь тема номер один! Я как к ней приближаюсь, вхожу в раж...
      И насчет распечатать - я еще до того как пришла моя книга, некоторые фотографии распечатала - не смогла отказать себе в удовольствии:)

      Удалить